Уважаемые родители!
На основании рекомендаций по проведению мероприятий для родителей по формированию культуры профилактики суицидального поведения несовершеннолетних с освещением вопросов, касающихся психологических особенностей развития детей и подростков, факторов поведения, необходимости своевременного обращения к психологам и психиатрам в случаях неадекватного или резко изменившегося поведения несовершеннолетнего (письмо от 30 октября 2020 г. N 07-6586) предлагаю ознакомиться и принять на вооружение факты риска формирования суицидального поведения.
В обществе бытуют различного рода заблуждений на тему суицида среди несовершеннолетних. Зачастую человек, имеющий проблемы и обратившийся за помощью, подвергается критике. Существующий стереотип может помешать членам семьи несовершеннолетнего оказать ему нужную поддержку, а иногда даже признать наличие тревожной ситуации.
Стигмы, мифы и реальность и риска формирования суицидального поведения у несовершеннолетнего.
№ п/п | Миф, стигма | Факт |
1 | Большинство самоубийств совершается без предупреждения, поэтому невозможно ничего предпринять для его предотвращения. |
Большинство людей с риском суицидального поведения подают предупреждающие сигналы о своих реакциях или чувствах. Например, подростки могут оставлять открыто таблетки на столе, тексты стихов о смерти. Подобные сигналы нельзя игнорировать. |
2 | Говоря о самоубийстве с подростком, можно подать ему идею о совершении этого действия. Безопаснее полностью избегать этой темы. | Беседа о самоубийстве не порождает и не увеличивает риска его совершения. Напротив, она снижает его. Лучший способ выявления суицидальных намерений - прямой вопрос о них. Открытый разговор с ребенком с выражением искренней заботы и беспокойства о нем может стать для подростка источником облегчения и нередко одним из ключевых элементов в предотвращении непосредственной опасности самоубийства. Избегание в беседе этой темы может стать дополнительной причиной для сведения счетов с жизнью. |
3 | Если человек говорит о самоубийстве, то он его не совершит. | К любой угрозе ребенка уйти из жизни нужно относиться серьезно, даже если эта угроза носит манипулятивный характер. Грань между демонстративно-шантажным и истинным суицидом в подростковом возрасте несущественна. |
4 | Суицидальные попытки, не приводящие к смерти, являются лишь формой поведения, направленной на привлечение внимания. Подобное поведение достойно игнорирования или наказания. |
Демонстративное суицидальное поведение представляет собой призыв о помощи. Если ребенок не получает отклика, ему легко прийти к выводу, что уже никто и никогда его не поймет, ему не поможет, и соответственно, от намерения покончить с собой перейти к совершению суицида. Наказание за суицидальное поведение и его оценка как "недостойного" способа призыва о помощи может привести к чрезвычайно опасным последствиям. Оказание помощи в разрешении проблем, установление контакта является эффективным методом предотвращения суицидальных форм поведения. |
5 | Самоубийца определенно желает умереть и будет неоднократно предпринимать попытки, пока не совершит самоубийство. Оказывать помощь таким людям бесполезно. | Очень немногие люди сохраняют уверенность в своих желаниях или однозначном решении покончить с жизнью. Большинство людей являются открытыми для помощи других, даже если она навязывается им помимо воли. Дети, к тому же, не вполне осознают конечность смерти, относятся к ней как к чему-то временному. Порой они думают, что, умерев (уснув ненадолго), накажут родителей или своих обидчиков, а затем воскреснут (проснутся). |
6 | Те, кто кончают с собой - психически больны и им ничем нельзя помочь. | Очень многие совершающие самоубийство люди не страдают никаким психическим заболеванием. Для них это всего лишь временная ситуация, из которой они не видят другого выхода. |
7 | Говоря о желании покончить с собой, человек хочет просто привлечь к себе внимание. | Люди, принявшие решение уйти из жизни, испытывают сильнейшую душевную боль. Они пытаются разделить ее с кем-то и поставить в известность окружающих о своем намерении. |
8 | Человек совершает самоубийство без предупреждения. | Исследования показывают, что человек неоднократно предупреждает окружающих о своем «плане», но он может делать это не прямо, а косвенно. Восемь из десяти суицидентов намекают окружающим на это. |
9 | Склонность к самоубийству наследуется. | Склонность к самоубийству не передается генетически, но такая модель поведения в сложных, конфликтных жизненных ситуациях может дублироваться родными и близкими суицидента по механизму социального научения. |
10 | Если человек совершил суицидальную попытку, то он навсегда остается суицидальной личностью. | Суицидальный кризис обычно носит временный характер. Если человек получает психологическую помощь, если он развивается и реализуется в жизни, то он избавляется от мыслей о самоубийстве. |
11 | Люди, задумавшие самоубийство, просто не хотят жить. | У суицидентов существует серьезный внутренний конфликт: они хотят жить, но не могут больше жить с такой непереносимой душевной болью. |
ВАЖНО! Глубоко переживая, обвиняя себя во всех бедах своих и других людей, подросток нуждается в поддержке, понимании. Сложная ситуация несовершеннолетнего, рассматриваемая взрослыми, как пустяковая, подрывает силы решать ее. Обесценивание важности и сложности ситуации в априори делает несовершеннолетнего в своих глазах «слабым», «ничтожным». Почему к проблемам подростка необходимо относится с вниманием? Вспомните, каким было ваше восприятие в таком возрасте таких же проблем. Все было примерно также. Это с высоты возраста и опыта кажется мелочью, но стоит подчеркнуть, что у несовершеннолетнего нет этого опыта. Нейронные связи и навыки решения стрессовых ситуаций только формируются.
Педагог-психолог Демченко Марина Владимиров