СУИЦИД КАК ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА
На нас всегда действуют две группы факторов: внешние и внутренние. Внешние можно разделить на – природные и социальные. Влияние оказывает все от погодных, климатических условий до культурных установок общества. Внутренние факторы подчинены работе нервной системе, заложенной и сформировавшейся на этапе внутриутробного развития, первые года жизни ребенка. Этим и объясняются разные реакции людей на одни и те же события, стрессовые ситуации.
Суицидальные мысли в тех или иных формулировках проскальзывают у каждого человека, устойчивые обороты, отраженные в культуре и литературе. Суицидальные намерения возникает при обстоятельствах и факторах, которые воздействуют на психику длительно и/или интенсивно. Намерение появляется не из желания умереть, а от сильной душевной боли, которую невозможно терпеть. Человек хочет жить, поэтому демонстрирует, то ему нужна помощь: он может об этом открыто говорить, может не говорить, но его поведение резко меняется.
У подростков страх перед смертью и восприятие ее формируется ближе к 18 годам. Поэтому суицид для них не означает конец. Молодые люди не в состоянии оценивать жизнь. Неустойчивая психика, депрессивное поведение, чувство ненужности, ранняя половая жизнь, разочарование в семейных отношениях, отсутствие идеологии и цели зачастую приводят к непоправимым последствиям.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом. психологический смысл суицида чаще всего заключается в снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей оказывается человек.
ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА
1. Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых.
2. Резкое повышение общего ритма жизни.
3. Социально-экономическая дестабилизация.
4. Алкоголизм и наркомания среди родителей.
5. Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие.
6. Алкоголизм и наркомания среди подростков.
7. Неуверенность в завтрашнем дне.
8. Отсутствие морально-этических ценностей.
9. Потеря смысла жизни.
10. Низкая самооценка, трудности в самоопределении.
11. Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни.
12. Безответная влюбленность.
Э. Рингел (1976) описал диагностиески важный пресуицидальный синдром (то, что свидетельствует о надвигающемся суицидальном акте), основанный на триаде: сужение, инверсия агрессии и суицидальные фантазии. В синдром входят следующие признаки:
- Резкое и почти внезапное сужение интеллектуального фона, ограничение мыслительных процессов, сужение содержания мышления, ослабление способности видеть жизнеспособные варианты, которые в обычном состоянии пришли бы на ум.
- Сужение восприятия, уход в себя, чувства одиночества, бессмысленности и безвыходности.
- Сильное смятение, т.е. обострение переживания человеком состояния полного крушения (планов, надежд и т.п.).
- Бессильная агрессия и упреки в адрес других, безболезненное ощущаемое «опускания рук», сообщение о намерении покончить с собой.
- Повышенная неприязнь к себе, проявляющаяся в усилении самоотречения, ненависти к себе, стыда, вины, самообвинения, а также в действиях, идущих вразрез со своими собственными жизненными устремлениями.
- Идея прекращения, внезапное озарение, что существует возможность положить конец страдания путём остановки этого непереносимого потока сознания.
- Бегство в фантазию, которая все более заполняется мазохистски сладострастными сценами страданий, которые придётся пережить близким после суицида.
- «Затишье перед» бурей, когда внешне невозмутимый человек в деталях разрабатывает план самоубийства.
Большинство авторов выделяют следующие поведенческие индикаторы суицидального риска:
- злоупотребление психоактивными веществами и алкоголем;
- эскейп-реакции (уход из дома, прогулы в учебных занятий и т.д.);
- самоизоляция от других людей и жизни;
- резкое снижение повседневной активности;
- изменение привычек (полное игнорирования ухода за собой);
- предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
- частое прослушивание траурной или печальной музыки;
- «приведение дел в порядок» (раздаривание вещей, наведение порядка в своих вещах, урегулирования конфликтов).
П. Кильхольц, В. Полдингер, С.Адамс (1981) при оценке суицидального риска учитывают следующие факторы.
Собственно суицидальная тематика и указания на суицид.
- Предшествовавшие суицидальные попытки.
- Наличие суицидов в роду и близком окружении.
- Прямые и косвенные угрозы самоубийства.
- Заявления о конкретных планах, подготовке к выполнению суицида.
- «Зловещее спокойствие» после суицидальных угроз и двигательного беспокойства.
- Сновидения с сюжетами самоуничтожения, падений, катастроф.
ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
3. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
4. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
5. Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.
Для этого:
— расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым;
— придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному;
— помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.
Педагог-психолог Демченко М.В.