Добро пожаловать на сайт Забайкальского горного колледжа имени М.И. Агошкова

Российский ученый, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1981). Герой Социалистического Труда (1991). Труды по подземной разработке рудных месторождений. Государственная премия СССР (1951, 1983).

Выпускник Читинского горного техникума (1923 г.)

СУИЦИД КАК ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА

На нас всегда действуют две группы факторов: внешние и внутренние. Внешние можно разделить на – природные и социальные. Влияние оказывает все от погодных, климатических условий до культурных установок общества. Внутренние факторы подчинены работе нервной системе, заложенной и сформировавшейся на этапе внутриутробного развития, первые года жизни ребенка. Этим и объясняются разные реакции людей на одни и те же события, стрессовые ситуации. 

Суицидальные мысли в тех или иных формулировках проскальзывают у каждого человека, устойчивые обороты, отраженные в культуре и литературе. Суицидальные намерения возникает при обстоятельствах и факторах, которые воздействуют на психику длительно и/или интенсивно. Намерение появляется не из желания умереть, а от сильной душевной боли, которую невозможно терпеть. Человек хочет жить, поэтому демонстрирует, то ему нужна помощь: он может об этом открыто говорить, может не говорить, но его поведение резко меняется.

У подростков страх перед смертью и восприятие ее формируется ближе к 18 годам. Поэтому суицид для них не означает конец. Молодые люди не в состоянии оценивать жизнь. Неустойчивая психика, депрессивное поведение, чувство ненужности, ранняя половая жизнь, разочарование в семейных отношениях, отсутствие идеологии и цели зачастую приводят к непоправимым последствиям.

 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом. психологический смысл суицида чаще всего заключается в снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей оказывается человек.

 ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА

1. Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых.

2. Резкое повышение общего ритма жизни.

3. Социально-экономическая дестабилизация.

4. Алкоголизм и наркомания среди родителей.

5. Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие.

6. Алкоголизм и наркомания среди подростков.

7. Неуверенность в завтрашнем дне.

8. Отсутствие морально-этических ценностей.

9. Потеря смысла жизни.

10. Низкая самооценка, трудности в самоопределении.

11. Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни.

12. Безответная влюбленность.

Э. Рингел (1976) описал диагностиески важный пресуицидальный синдром (то, что свидетельствует о надвигающемся суицидальном акте), основанный на триаде: сужение, инверсия агрессии и суицидальные фантазии. В синдром входят следующие признаки:

- Резкое и почти внезапное сужение интеллектуального фона, ограничение мыслительных процессов, сужение содержания мышления, ослабление способности видеть жизнеспособные варианты, которые в обычном состоянии пришли бы на ум.

- Сужение восприятия, уход в себя, чувства одиночества, бессмысленности и безвыходности.

- Сильное смятение, т.е. обострение переживания человеком состояния полного крушения (планов, надежд и т.п.).

- Бессильная агрессия и упреки в адрес других, безболезненное ощущаемое «опускания рук», сообщение о намерении покончить с собой.

- Повышенная неприязнь к себе, проявляющаяся в усилении самоотречения, ненависти к себе, стыда, вины, самообвинения, а также в действиях, идущих вразрез со своими собственными жизненными устремлениями.

- Идея прекращения, внезапное озарение, что существует возможность положить конец страдания путём остановки этого непереносимого потока сознания.

- Бегство в фантазию, которая все более заполняется мазохистски сладострастными сценами страданий, которые придётся пережить близким после суицида.

- «Затишье перед» бурей, когда внешне невозмутимый человек в деталях разрабатывает план самоубийства.

            Большинство авторов выделяют следующие поведенческие индикаторы суицидального риска:

  • злоупотребление психоактивными веществами и алкоголем;
  • эскейп-реакции (уход из дома, прогулы в учебных занятий и т.д.);
  • самоизоляция от других людей и жизни;
  • резкое снижение повседневной активности;
  • изменение привычек (полное игнорирования ухода за собой);
  • предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
  • частое прослушивание траурной или печальной музыки;
  • «приведение дел в порядок» (раздаривание вещей, наведение порядка в своих вещах, урегулирования конфликтов).

П. Кильхольц, В. Полдингер, С.Адамс (1981) при оценке суицидального риска учитывают следующие факторы.

Собственно суицидальная тематика и указания на суицид.

  1. Предшествовавшие суицидальные попытки.
  2. Наличие суицидов в роду и близком окружении.
  3. Прямые и косвенные угрозы самоубийства.
  4. Заявления о конкретных планах, подготовке к выполнению суицида.
  5. «Зловещее спокойствие» после суицидальных угроз и двигательного беспокойства.
  6. Сновидения с сюжетами самоуничтожения, падений, катастроф.

ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
3. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
4. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
5. Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.

Для этого:

—  расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым;

—  придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному;

—  помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

Педагог-психолог Демченко М.В.




Версия для слабовидящих